Государственный деятель, генерал-полковник инженерно-авиационной службы (1944), Герой Социалистического Труда
(1941). Сын крестьянина. Образование получил в Московском инженерно-экономическом институте (1932). С 1921 работал электромонтером и
фрезеровщиком, а в 1925 переведен на комсомольскую работу. Позже работал в Наркомате торговли РСФСР. В 1925 вступил в ВКП(б). С 1932 нач.
отдела организации производства авиазавода. В 1933-38 работал в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. Выдвинулся во время массовых
чисток партаппарата. В феврале - апреле 1938 парторг ЦК ВКП(б) на заводе № 1 "Авиахим". С 1938 1-й секретарь Ярославского, с 1939 Горьковского
обкома ВКП(б). С марта 1939 член ЦК ВКП(б). 10.1.1940 после самоубийства М.М. Кагановича назначен наркомом авиационной промышленности. Провел
работу по эвакуации предприятий отрасли за Урал, организовал резкое увеличение выпуска самолетов. В ходе погрома авиационной отрасли 5.1.1946
снят с поста, в марте 1946 выведен из состава ЦК и 4.4.1946 арестован. По одной из версий, причиной снятия Шахурина стали слова сына И.В.
Сталина
Василия, что он как летчик считает,
что американские самолеты лучше советских. 11.5.1946 приговорен Военной коллегией Верховного суда
СССР к 7 годам лишения свободы за "злоупотребления и превышение власти при особо отягчающих обстоятельствах" и "выпуск нестандартной,
недоброкачественной и некомплектной продукции". Сразу же после смерти Сталина в мае 1953 освобожден
Л.П. Берией и вскоре назначен зам.
министра авиационной промышленности СССР, в 1957-59 зам. предcедатель Государственного комитета Совета министров СССР по внешнеэкономическим связям.
В августа 1959 вышел на пенсию. Был женат на Софье Мироновне Лурье (1909-1977). Его сын
Володя (1928-1943) покончил с собой.
Скончался А.И. Шахурин 3 июля 1975 года, похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (1 уч.).
Текст и прижизненная фотография с сайта
http://www.hrono.ru.