Новатор советского железнодорожного транспорта. Герой Социалистического Труда (1943).
В 1940 году, будучи машинистом депо города Новосибирска, выступил инициатором социалистического соревнования за новые методы эксплуатации паровоза. Метод, предложенный Луниным, позволил сократить объём ремонта и простой локомотивов в депо, снизить себестоимость ремонта, увеличить время их службы. Почин получил распространение на транспорте и в ряде отраслей промышленности, его стали называть "лунинским движением". Свой опыт Н.А. Лунин описал в книге
"Как сократить объём промывочного ремонта. Наш опыт ухода за паровозом..." (1941).
В годы Великой Отечественной войны Н.А. Лунин выполнял особо важные для фронта перевозки, выступал с хозяйственными инициативами, позволившими оптимизировать работу Урало-Сибирского направления железной дороги. В 1942 году Н.А. Лунину была присуждена Сталинская премия, которую он отдал на приобретение угля для освобожденного Сталинграда, на создание подводной лодки "Новосибирский комсомолец" для Северного флота и на строительство детского дома. После войны Н.А. Лунин занимал руководящие должности на железнодорожном транспорте, был депутатом Верховного Совета СССР 2-го созыва.
Скончался Н.А. Лунин 3 октября 1968 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (7 уч. 4 ряд).