Главная страница Книга отзывов Ссылки на сайты близкой тематики Обо мне e-mail

Ахмадулина Белла Ахатовна (1937-2010)

Б.А. Ахмадулина
     Поэтесса, прозаик, переводчица, одна из самых ярких русских поэтесс второй половины 20 века. Получила широкую известность в начале 60-х годов, во времена так называемой хрущёвской оттепели, поэтическими выступлениями вместе с поэтами А. Вознесенским, Е. Евтушенко, Р. Рождественским, Б. Окуджавой. Автор многочисленных поэтических сборников, эссе о А. Пушкине, М. Лермонтове, В. Набокове, М. Цветаевой, воспоминаний о В. Ерофееве, А. Твардовском, П. Антокольском, и др. Много переводила грузинских авторов (Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе, С. Чиковани и др.). Снялась в кино, исполнив роль журналистки в фильме "Живёт такой парень" (1964); написала сценарии к фильмам "Чистые пруды" (1965) и "Стюардесса" (1968). На её стихи написано ряд известных песен и романсов ("По улице моей который год...", "А напоследок я скажу...", "Не дай мне Бог разлуки...", "Пришла и говорю", "Кто знает, вечность или миг..." и др.).
     Б.А. Ахмадулина много раз становилась лауреатом престижных отечественных и зарубежных премий в том числе Государственной премии СССР (1989) и Государственной премии России (2004).
      Скончалась Б.А. Ахмадулина 29 ноября 2010 года, похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (3 уч.).
могила Б. Ахмадулиной, фото Двамала, вар. 2015 г.
могила Б. Ахмадулиной, фото Двамала, вар. 2015 г.

Фото могилы до установки памятника

могила Б. Ахмадулиной, фото Двамала, 9.6. 2011 г.


Несколько стихотворений Беллы Ахмадулиной



             *** 

По улице моей который год
звучат шаги - мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.

Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.

Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.

О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.

Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.

Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.

Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и - мудрая - я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.

И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.

И вот тогда - из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.

                              1959


            *** 

О, мой застенчивый герой,
ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
не опираясь на партнера!

К проклятой помощи твоей
я не прибегнула ни разу.
Среди кулис, среди теней
ты спасся, незаметный глазу.

Но в этом сраме и бреду
я шла пред публикой жестокой -
все на беду, все на виду,
все в этой роли одинокой.

О, как ты гоготал, партер!
Ты не прощал мне очевидность
бесстыжую моих потерь,
моей улыбки безобидность.

И жадно шли твои стада
напиться из моей печали.
Одна, одна - среди стыда
стою с упавшими плечами.

Но опрометчивой толпе
герой действительный не виден.
Герой, как боязно тебе!
Не бойся, я тебя не выдам.

Вся наша роль - моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль - моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько.

                             1960-1961


                *** 

                 Веничке Ерофееву

Кто знает - вечность или миг
мне предстоит бродить по свету.
За этот миг иль вечность эту
равно благодарю я мир.

Что б ни случилось, не кляну,
а лишь благославляю легкость:
твоей печали мимолетность,
моей кончины тишину.

                       1960

 

          ПРОЩАНИЕ

А напоследок я скажу:
прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства.

Как ты любил? - ты пригубил
погибели. Не в этом дело.
Как ты любил? - ты погубил,
но погубил так неумело.

Жестокость промаха... О, нет
тебе прощенья. Живо тело
и бродит, видит белый свет,
но тело мое опустело.

Работу малую висок
еще вершит. Но пали руки,
и стайкою, наискосок,
уходят запахи и звуки.

                        1960


            ***

Опять в природе перемена,
окраска зелени груба,
и высится высокомерно
фигура белого гриба.

И этот тот сад собой являет
все небеса и все леса,
и выбор мой благословляет
лишь три любимые лица.

При свете лампы умирает
слепое тело мотылька,
и пальцы золотом марает,
и этим брезгает рука.

Ах, Господи, как в это лето
покой в душе моей велик.
Так радуге избыток цвета
желать иного не велит.

Так завершенная окружность
сама в себе заключена
и лишнего штриха ненужность
ей незавидна и смешна.

                         1959 


            МОЛИТВА 

Ты, населивший мглу Вселенной,
то явно видный, то едва,
огонь невнятный и нетленный
материи иль Божества.

Ты, ангелы или природа,
спасение или напасть,
что Ты ни есть - Твоя свобода,
Твоя торжественная власть.

Ты, нечто, взявшее в надземность
начало света, снега, льда,
в Твою любовь, в Твою надменность,
в Тебя вперяюсь болью лба.

Прости! Молитвой простодушной
я иссушила, извела
то место неба над подушкой,
где длилась и текла звезда.

Прошу Тебя, когда темнеет,
прошу, когда уже темно
и близко видеть не умеет
мной разожжённое окно.

Не благодать Твою, не почесть -
судьба земли, оставь за мной
лишь этой комнаты непрочность,
ничтожную в судьбе земной.

Зачем с разбега бесприютства
влюбилась я в ее черты
всем разумом - до безрассудства,
всем зрением - до слепоты?

Кровать, два стула ненадежных,
свет лампы, сумерки, графин
и вид на изгородь продолжен
красой невидимых равнин.

Творилась в этих желтых стенах,
оставшись тайною моей,
печаль пустых, благословенных,
от всех сокрытых зимних дней.

Здесь совмещались стол и локоть,
тетрадь ждала карандаша
и, провожая мимолётность,
беспечно мучилась душа.

                           1968



             ***

Однажды, покачнувшись на краю
всего, что есть, я ощутила в теле
присутствие непоправимой тени,
куда-то прочь теснившей жизнь мою.

Никто не знал, лишь белая тетрадь
заметила, что я задула свечи,
зажженные для сотворенья речи, -
без них я не желала умирать.

Так мучилась! Так близко подошла
к скончанью мук! Не молвила ни слова.
А это просто возраста иного
искала неокрепшая душа.

Я стала жить и долго проживу -
Но с той поры я мукою земною
зову лишь то, что не воспето мною,
все прочее - блаженством я зову.


Страница создана 21-22 января 2011 г.  

       Если вы не видите алфавитного указателя